Монастыри - Храмы - Верующие - Паломничество/Туризм  


«… усталые, но полные светлых впечатлений…»


Одной из основных религий в России является христианство, а именно, одно, из течений христианства - православии.
Религия занимает важное место в жизни любого человека, хотим мы того или нет. Многие из нас проходили в детстве обряд крещения, еще не сознавая, что это такое и какова суть этого обряда. Другие делали это, уже, будучи взрослыми, прекрасно понимая цель этого действия. Многие уже в зрелом возрасте, будучи давно женаты официально, совершили совершенно осознанно обряд венчания.
Длительное время по отношению к церкви проводилась политика геноцида. И надо признать, что «успехи» этой политики просто потрясающи. Однако, воинственный атеизм, к счастию, не смог полностью убить тягу большинства населения России к Богу. Особенно заметно это в последнее время. Возрождаются храмы, монастыри. Их посещают всё больше молодёжи, что не может не радовать. Церковные общины во многих местах становятся центрами духовного возрождения нации. Поэтому часто наше время называют вторым крещением Руси. Люди тянуться к Богу и Церкви, устав от разобщенности, агрессивности, меркантильности, лжи, ...
Цель же любой религии, и православие не исключение, состоит в том, что бы научить человека жить в гармонии с природой, самим собой и другими людьми, не наносить обиду ближнему, но помочь ему перенести тяготы жестокой реальности этого мира, …
Видимыми символами православия являются храмы. Это особо устроенные помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и богослужения. Храмы Православной Церкви отличаются большим архитектурным разнообразием(вот некоторые: в виде креста – основа Церкви и ковчег спасения людей; круглые – вечность Церкви и Царства Небесного; восьмиугольные – знаменуют Вифлиемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению; нефные – в виде корабля для спасения среди бурь окружающего мира; есть и другие и множество комбинаций из них).
Самые красивые древние интересные храмы с чудотворными иконами, святыми мощами и другими святынями сохранились в основном в монастырях. В первую очередь, из-за их обычной удаленности от административно-промышленных центров, из-за более строгих, веками не менявшихся, правил жизни, великой намоленности этих мест многими поколениями паломников, особой избранностью мест для их основания и особой святостью, богоизбранностью их основателей. Известные монастыри обычно располагаются на вершинах высоких холмов или крутых берегах рек, откуда открываются прекрасные виды на окрестности, а храмы как бы сливаются воедино с небесами. Стоит заметить, что колокольный звон в таких случаях разливался очень далеко - по всем окрестностям.
Монастыри часто выполняли роль защитных крепостей, охраняя города и торговые пути, занимались колонизацией новых земель, служили тюрьмами и местами ссылки. И это также добавляет интерес к ним, уже как к культурно-историческим местам (объектам).
Пребывание в монастырях действует на каждого человека почти гипнотически, независимо от того верит человек в Бога или нет и насколько сильно и искренне. На человека оказывает эмоциональное влияние все, что его окружает в святой обители. Её месторасположение, архитектура, живопись, иконопись, церковные обряды, утварь, одеяние священослужителей, песнопение, люди, погруженные в молитвы, и многое, многое другое. Не все факторы можно описать словами. Многое из этого воздействия остаётся на уровне подсознания. И таким образом в душе каждого создаётся картина иного более чистого, доверчивого, открытого и прекрасного мира внутри обители, со своими справедливыми и истинно равными для всех законами. Любой человек в святой обители чувствует успокоение, умиротворение, начинает осознавать, что есть ВЕЧНОЕ, со своими вечными ценностями, которые в суете повседневных дел и забот (часто мелочных и сиюминутных) мы просто не замечаем, а мы сами совсем не те «цари природы», о которых мы часто говорили в эпоху гонения. Часто у людей именно здесь происходят переоценки повседневных, жизненных ценностей, ситуаций, поведения, мыслей. Люди начинают приобщаться к новому образу мысли, чувств, жизни. Любой посетитель таких мест обязательно, хоть на крупицу, но становятся чище и светлее.
Именно поэтому монастыри на Руси всегда являлись и являются центром притяжения людей независимо от их отношения к религии.
Как уже говорилось, часто святые места находятся в стороне от больших людских поселений, с плохо развитой сетью общественного транспорта, что делает необходимым специальную организацию их посещения.
Эта организация массовых посещения монастырей, святых мест есть ни что иное, как – религиозный туризм, который делится на несколько направлений в зависимости от глубины отношения людей к религии:
Глубоко верующие, 17%. Эти люди соблюдают все посты, отмечают правильно православные праздники, дают примеры смирения и исполнения заповедей Божеских. Они хотели бы пожить в монастырях длительное время. Они стремятся сюда как дети в отчий дом после долгой разлуки.
* Верующие, 24%. Эта группа людей также стремиться жить по законам Божьим. Соблюдает посты, но не так строго, как предыдущая группа. Они также хотят пожить в монастырях, но не столь длительное время.
Для двух этих групп целью посещения религиозных святынь является молитвенное общение, труд, сборы пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем или паломничеством . По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходиться на религиозные праздники. В наше время паломничество может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, по желанию паломников и/или в зависимости от возможностей мест посещения. Ведь в настоящее время многие церкви, соборы и монастыри разрушены, их восстановление только начинается. Часто монастыри принимают паломников благославляя их на посильное трудовое послушание. И часто такое послушание даёт весьма ощутимые результаты.
Паломнический тур отличается от всех остальных реальным участием паломников в религиозной жизни храма или монастыря, посещением богослужения, совершением молитвенного правила утром и вечером, перед и после трапезы, в начале и конце пути, а главное - личным участием в восстановление и поддержании жизни обители.
Интересующиеся религией, 35%. Люди верят в Бога, но не так строго относятся к церковным атрибутике и канонам. Они, как правило, не соблюдают постов или соблюдают их упрощенно, не в полном объёме. Они стараются посещать храмы в православные праздники и определенные дни (например, дни поминовения ) или по каким-то другим личным поводам. Им интересны монастыри, сама жизнь в монастырях. Они хотят поклониться святым чудотворным иконам и мощам, совершить омовение в святых источниках, поставить свечку, подать записку «о здравии/об упокоении» родных и близких, внести посильный денежный вклад на воссоздание святыни, привезти с собой из поездки икону, частичку святыни, но … провести там, хоть какое-то, даже не очень продолжительное время им не хотелось бы.
Пожелания этих людей «просты»: транспорт максимально комфортный, обязательно сопровождение, трансферы, питание в общественных местах, чаще всего в ресторанах (в обители, как исключение, для «экзотики»), проживание комфортное(1-2 местные номера со всеми удобствами в экологически красивых и чистых местах), экскурсионное обслуживание, желательны анимация и дополнительные услуги(существующие примеры таких услуг: гусляры и конные экипажи в Суздале, мужская капелла и концерт колокольного звона там же в одном из монастырей, дегустация каш из бабушкиной печи в Муроме, музей Мыши в Мышкино, фотографирование в древних костюмах в старинных интерьерах в театральном музее города Муром, …, бани/сауны, шашлыки, …). Эти люди стремяться совместить посещение святых мест с активным отдыхом. Для них интересно дополнительно в этой же поездке посетить природный заповедник (национальный парк), просто красивое место, а также места производства и продажи предметов народных промыслов.
Не интересующиеся религией , 13%. Люди не интересуются религией как таковой. Они едут отдохнуть, сменить обстановку, полюбоваться природой и архитектурой, услышать фольклор «глубинки», повысить свой интелектуальный уровень, утолить извечную людскую жажду любопытства, увидеть Россию отличную от московского Бирюлёво, пообщаться с людьми примерно их круга, но не связанных с ними ни чем, кроме самой поездки. Эта категория хочет получить всё самого лучшего качества. И вообще, чем меньше интерес к самой религии, тем выше требования к комфорту и больше капризов у едущих в религиозный тур. Представители данной группы это отлично понимают и сами.
К этой же группе часто относят детей, хотя это не вполне корректно. Дети, школьники, студенты, 11%. Им хотелось бы того же, но, по возможности, всё-таки подешевле с меньшей экскурсионной нагрузкой и с добавлением в развлекательную программу чисто молодежных элементов(например, дискотеки с молодежной музыкой, игр, чего-то ещё…).
Для двух последних групп характерны экскурсионные (религиозно-познавательные) туры. Они, как правило, проходят в течение 1-2 дней(в выходные или общероссийские праздники), редко длительнее или в иное время.

Различие паломнических поездок и религиозно-познавательных туров заключается в различии их целей. Отсюда и все особенности и отличия, о которых говорилось выше.
Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют только маршруты поездок и сами святыни(объекты посещения/показа), что часто приводит к смешению данных понятий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством, что, естественно, не так.

Религиозный туризм «служит» одной цели - духовному объединению и воспитанию людей в государстве, где религия начинает становиться его неотъемлемой частью, а самое главное, начинает выполнять роль одной из опор целостности самого государства.


Назад


 

Hosted by uCoz