Страстная и Великая седмица.  


Страстная и Великая седмица.
Неделя предшествующая Пасхе называется «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Страстная неделя» в память страданий, смерти и погребения Господних.
Издревле она называлась «неделею свободною от житейских занятий», «печальною», «последнею неделею», «Пасхою крестной», «Великою».
Апостолы, по вознесении Господа на небо, прежде других дней стали праздновать Страстную седмицу, - заповедали и ученикам своим святить её, как Божественный праздник.
Возникнув свободно из христианского религиозного чувства, пост Страстной седмицы проводится с большим благоговением и усугублённой торжественностью. В Постановлениях Апостольских с особенной подробностью описывается соблюдение поста пасхального. С понедельника по четверг употреблять в пищу только хлеб, соль и овощи, в питье – только воду. В пятницу и субботу совсем ничего не вкушать, только питьё – воду. Кто не может два дня кряду, пусть хотя бы в субботу так.
Церковь заповедует проводить Страстную седмицу в очищении ума и сердца от порочных мыслей и худых желаний.
Крестный путь Господа от Вифании до Голгофы, усыпанный терниями наших грехов и тяжких Его душевных и телесных за нас страданий, должен быть и для каждого из нас путём горьких слёз о глубине падения нашего и пламенной любви к Возлюбившему нас и Предавшегму Себя за нас на вольную страсть.
Последние дни и часы Господа сводятся в один живой рассказ постепенно рассказываемый в Богослужении Страстной седмицы.
Ведется чтение:
- о видениях пророка Иезекииля о основании на земле Церкви Иисуса Христа
- книги Исхода о воспоминании бедственного положения народа иудейского в рабстве Египетском
- Четвероевангелие
В эти дни службы проводятся длительнее и торжественнее.
Много раз повторяется, что:
- самое тяжелое рабство диавола, от которого мы избавлены новой Пасхой – Христом, пострадавшим за нас
- необходимо безропотно переносить все бедствия и испытания, ниспосланные свыше
- больше времени в эти дни проводить в церкви и молитвах


Понедельник-Вторник-Среда-Четверг
Великий Понедельник.

Накануне в субботу Иисус Христос оживил Лазаря.

В воскресенье(впоследствии в России названное Вербным) он вошел в Иерусалим и был торжественно встречен народом.

Христос переночевал за приделами Иерусалима у оживленного им Лазаря.

Утром пошёл с учениками в город.

По дороге увидел смоковницу, желая удовлетворить голод, подошёл к ней, но не нашёл ни одного плода. И сказал в сердцах со гневом: “Так, да не будет на тебе плода во веки – чтоб отныне никто не мог вкушать от тебя плодов”. Смоковница тотчас стала засыхать.

В Иерусалиме Господь пошёл прямо в храм Соломонов. Он изгоняет из храма продающих и покупающих, опракидывает столы меновщиков. “Не в Писании ли сказано, - говорит Христос, - дом Мой есть дом молитвы для всех народов; а вы что из него сделали? Вертеп разбойников!”

Вечером Господь опять удалился из города.

Великий Вторник.

Утром возвращаясь в Иерусалим ученики увидели, что проклятая смоковница засохла до самого корня. “Имейте веру Божию, и вы не только возможете сотворить то, что сделалось теперь со смоковницей, но если бы сказали и этой горе: сойди со своего места и низринься в море, - и это чрезвычайное событие совершится по вашим словам, если только произнесёте их с твердой уверенностью в исполнении. В особенности же надобно иметь вам веру, - несомненное упование в получении просимого во время молитвы”.

Придя в храм Господь стал занимать народ поучительными беседами.

Фарисеи и книжники пытались спорить с ним с целью уловить на словах, в которых заключался бы достаточный предлог к обвинению Его перед римским правителем и народом. Не получилось. Господь поразительно верно и без всякой пощады изоблечил перед всеми наружное благочестие и внутреннею черноту фарисейской жизни.

Выходя из храма Он увидел как одна вдова опустила две медных монетки в сокровищницу на украшение храма. “Эта бедная женщина положила более всех, потому что те клали от избытка своего, а она – от недостатка, всё, что имела”.

В этот день Он впервые сказал, что скоро будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие.

Много говорил с учениками о конце света, признаках и знамениях ему предшествующих, “о дне и часе второго Моего пришествия на суд миру…”.

Великая Среда.

Ночь перед ней Он провёл в любимой своей Вифании(пригород Иерусалима) в доме некоего Симона.

Господь возлежал за трапезой. Подошла женщина, возлила на голову Его благовонное миро. Припала к Его ногам, орошала их слезами, целовала и отирала своими волосами. “Эта жена предварительно помазав Меня к погребению,…”

Приближалась Пасха, книжники и старейшины собрались у первосвященика Каифы обсудить как погубить Иисуса Христа. Здесь появляется Иуда Искариотский. Иуда обещает передать в их руки Учителя своего, если они удовлетворят его за такую важную услугу.

Великий Четверток(четверг).

“Где велишь нам приготовить Тебе пасху?”

Он говорит Петру и Иоанну: “У входа в город увидете водоноса, следуйте за ним, вошедши в дом скажите хозяину : “Учитель говорит тебе: “Моё время близко, где у тебя горница, в которой бы мне совершить пасху с учениками Моими?” ”".

Пришедши вечером с остальными учениками., Он много рассуждал о Церкви и Царстве Божьем, провёл таинство превращения хлеба и вина в Свои тело и кровь и завещал это делать так и впредь. Снял верхнии одежды и омыл и вытер ноги ученикам Своим. Он уже знал предначертанное, знал предателя и знал отказавшегося от него. “Что ты задумал делать, делай скорее” - сказал Иисус Иуде. Тот вышел…

Вечеря продолжалась, но уже грустно.

В 9 часов вечера Христос сказал, что настал час отшествия Его из этого мира и возвращения к Отцу Своему.

Когда ученики услышали, что Он хочет уйти один и оставить их, решили идти с Ним. И пошли они на Масличную гору, чтобы спустится с неё в Гефсиманию – любимое место Его уединения. Здесь Он укреплял и утешал Своих учеников. “Приближается предающий Меня”. Едва произнёс Он это, вошёл Иуда, за ним солдаты и слуги архирейские со светильниками и оружием. Иуда облобызал Его. Дважды Его спрашивали и дважды Он отвечал, что Иисус Назорей – Он. Воины схватили Его, связали руки, повели в Иерусалим к первосвященникам.



Отселе наступает ночь страстей Господних и, наконец, лютой крестной смерти.


Великий Пяток(пятница)-Суббота-Воскресенье.
Пятница.

Христос был арестован и приведён стражей к бывшему первосвященнику Анна, который приходился тестем нынешнему первосвященнику Каифе. Анна пытался найти обвинение против Христа, допрашивал его. Ничего не добившись, ударил и отправил связанного к Каифе.

К Каифе Христа привели глубокой ночью. Закон Моисея запрещает производить всякое судопроизводство ночью. Однако Его стали судить. Два лжесвидетеля обвиняли, искажая слова Христа и их смысл. Каифа обратился к Христу : “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?”. “Я есмь!” - отвечал Он. Это было сочтено дерзостью и было решено – “Повинен есть смерти”. Судьи разошлись по домам.

По закону после вынесения приговора судьи(члены синедриона: первосвященник и старейшины) должны собраться спустя сутки и утвердить или отклонить свой приговор. Но судьи торопятся и второе заседание начинается в тот же день(пятницу) утром в 6 часов утра. Ввели Христа.

Скажи нам, Ты ли – Христос?
Если скажу вам – вы не поверите Мне; если же спрошу вас , вы не будете Мне отвечать, и не отпустите Меня. Впрочем, скажу Вам, отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.
Итак, Ты Сын Божий?
Вы говорите, что это Я.
Какое ещё нужно нам свидетельство? Мы сами слышали хулу из уст Его.
И повели Его к римскому прокуратору Понтию Пилату на распятие.

Иудеи не вошли в судилище, чтобы не оскверниться. Пилат, зная их законы, сам вышел к толпе.

В чём вы обвиняете его?
Если бы Он не был злодей, то мы не предали бы Его тебе.
Возьмите Его вы, и по закону вашему судите.
Нам не позволено никого предавать смерти, - ответ толпы.
Началась клевета: Иисус развращает народ, запрещает давать дань Кесарю, называет Себя Царём.

Пилат должен был проверить эти обвинния.

Из беседы с Христом Пилат понял, что имеет дело с учителем народным(философом) не опасным для римлян.

Я никакой вины не нахожу в этом Человеке.
Вопль толпы был ответом. Возбуждение толпы росло и Пилат начал колебаться.

Христос учением Своим возмущает народ во всей Иудеи, от Галилеи – до Иерусалима.
А разве Он – галилеянин?
Да! Да! Галилеянин.
Пилат отослал Его к Ироду – правителю Галилеи, по случаю Пасхи находившемуся в Иерусалиме.

Ирод много спрашивал у Него из праздного любопытства. Однако не получил ответов, обозлился и, излив злобу в укоризнах и насмешках, отправил Его назад к Пилату.

Пилат увидел, что и Ирод не нашёл вины Его. Предложил народу в честь Пасхи помиловать Христа или преступника Варавву. Народ задумался. Тогда священники и старейшины стали уговаривать толпу просить за Варавву.

Которого из двоих хотите, чтобы я отпустил вам? – третий раз спросил Пилат.
Варавву.
Что же мне делать с Иисусом, называемым Христом, Царём иудейским?
Распни Его!
Пилат, видя, что ничего не помогает и волнения в народе растут, решил на глазах народа бичевать Иисуса и затем отпустить Его. Воины били Его бичами, потом одели на голову Его венец из колючего терновника и стали поносить и унижать Его.

“…Он не злословил взаимно, страдая не угрожал…” Христа вывели к народу.

Вот вывожу Его к вам , дабы вы знали, что не нахожу я в Нём никакой вины. – сказал Пилат.
Христос был весь в крови, оплёван, в терновом венце.

Вот Человек! Посмотрите, как Он изъязвлён, поруган, обесчещен! Вы, конечно, удовлетворив своему гневу, согласитесь, чтобы я отпустил Его. – продолжал Пилат.
Распни, распни Его!
Возьмите Его вы и распните, а я не нахожу в Нём вины.
Мы закон имеем и по закону нашему Он должен умереть потому, что назвал Себя Сыном Божьим. Если ты отпустишь Его, то ты недруг Кесарю, потому, что всякий, называющий себя царём, противится Кесарю.
Вот царь ваш, - сказал Пилат.
Казни, распни Его.
Как? Царя вашего распять?
Нет у нас царя, кроме Кесаря!
Неповинен я в крови Праведника сего; смотрите сами: вы требуете Его смерти, вы и отвечайте после.
Кровь Его на нас и на детях наших! - Отвечали иудеи.
С того времени из века в век кровь иудеев проливается с особой жестокостью.

Пилат осудил Его.

В результате: вторичное истязание и поругание, после чего повели на распятие.

Возложили на Него крест для распятия и заставили нести. Измученный телесно и душевно Он падал под тяжестью креста. Тогда римляне взяли прохожего и заставили его несть крест Господень. Пришли они на возвышенное место на северо-западе от Иерусалима называемое Голгофой.

Начали воины распятие. Прибивали Его руки и ноги к кресту гвоздями. По окончанию распятия воины стали делить одежду распятых. Одежда Христа досталась по жребию воину из Грузии.

Иудеи стали издеваться над распятым Христом.

Других спасал, а себя не можешь…
Сойди с креста и мы уверуем в Тебя…
Если Ты Сын Божий, сойди с креста…
Наступило солнечное затмение…

Христос обратился к Отцу Своему. Но не было ответа. Тогда Он, во исполнением ветхозаветного пророчества Давида, сказал: “Жажда.” Воин наколол на копьё губку, обмакнул её в уксус и поднёс к Его устам. Иисус, вкусив уксуса, сказал: “Совершишася”. Христос воззвал : “Отче! В руце Твои предаю дух Мой”; и сказав это, испустил дух.

Совершилось дело искупления рода человеческого Его крестными страданиями, согласно ветхозаветным пророчествам. Для ускорения смерти распятых, им перебили голени. Христа же посчитали мёртвым и не стали этого делать, только пронзили бок копьём.

Убедившись в Его смерти Пилат разрешил отдать тело Его Иосифу и Никодиму. Они сняли тело Христа с креста, умастили благовониями, обернули в льняную пелену и положили в гроб(небольшая узкая вырубленная в скале пещера) и привалили большой камень к отверстию гробницы. Это видели две женщины Марии. Они вернулись в город за благовониями, чтобы после субботы помазать тело Христа.


Суббота.

Священники вспомнили, что Христос пророчествовал своё воскрешение на третий день после смерти. Естественно, они не верили в это, но: Они подумали, что ученики могут выкрасть и тайно похоронить тело Учителя, а затем объявить о его воскрешении и вознесении. Чтобы этого не произошло, они выставили стражу у гроба(пещеры заваленной камнем) Господнего.


Воскресенье.

Ночью стража почувствовала землетрясение и увидела ангела в белых одеждах, который отвалил от гроба камень. Воины в страхе бежали и рассказали об увиденном. Священники приказали им говорить, что они ночью заснули и ученики украли тело Христа.

Тем временем галилейские женщины пришли с миром к гробу, чтобы помазать Его тело, но обнаружили пустой гроб. Женщины вернулись в Иерусалим и рассказали об увиденном ученикам.

В этот день Иисус Христос явился:

Марии Магдолине в саду Иосифа
Марии Магдолине и Марии Иаковлева по дороге к Иерусалиму
двум ученикам по дороге в селение Еммаус
вечером всем ученикам кроме Фомы в Иерусалиме

__________________________________
Через неделю Его видели все ученики.

После праздника Пасхи ученики видели Его на берегу Галилейского озера.

На Галилейской горе Его видели не только ученики, но и более 500 верующих.

Отдельно Иисус Христос явился Петру и Иакову.

И так в течении сорока дней Он являлся ученикам и беседовал с ними о Царстве Божьем.

Во время этих явлений апостолы получили от Него повеление:

''Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всем людям, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа и уча соблюдать все, что Я повелел вам. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.''


Назад


 

Hosted by uCoz