Таганрог.

Таганрог расположен на полуострове, вдающегося в Таганрогский залив Азовского моря, старая часть города расположена на мысу Таганий рог - мыс с маяком.
Поселение на этом месте было впервые основано греками в 5-7 вв. н.э.
Затем здесь жили скифы.
С 13 веке здесь была колония Италии.
В 1696 году, после взятия Азова, Петра I начал изыскания и работы по строительству гавани и крепости на Таганьем Роге.
12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: "Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога..." Эту дату принято считать официальным днем основания города Таганрога
Петр I писал губернатору И.А.Толстому: "Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог". Таганрог - первый в истории России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану, а таганрогская гавань - первая в мире построенная не в естественной бухте, а в открытом море.
И даже по устойчивым слухам, якобы Екатерина II, в письме Вольтеру обронила: Пётр Великий предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города вскоре решила неудачная для России война с Турцией.

Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель, рядом именных царских указов Приазовье превращается в одно из крупнейших в России мест ссылки «на вечное житье». В 1699 году в крае учреждена первая в истории России каторга, а Таганрог становится ее центром. Приговаривались к ссылке в Приазовье и чиновники, и духовные лица, а также выходцы из дворянства. Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны - в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу составляли казаки Слободской Украины, которые были поселены на реке Миус для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма.
Зимой и весной 1709 года Петр I находился в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечалась решающая баталия со шведами, Петр писал А. Д. Меншикову: "Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть". В это время в гавани Таганрога базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный "Спящий лев", 60-пушечные «Гото-Предестинация» и "Шпага", 50-пушечные "Геркулес", "Скорпион", "Ласка" и "Уния", 30-40-пушечные "Вилькельчаг", "Дельфин", "Еж", "Меркурий" и "Соединение".
В разные периоды создания Таганрога и Азовской флотилии, строительства гаваней и крепостей здесь служили адмиралы Ф. Я. Лефорт, Ф. М. Апраксин, П. П. Бредаль, Ф.А.Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов,Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, будущий командор Витус Беринг, будущий адмирал Ф. Ф. Ушаков и многие тысячи офицеров и матросов. В 1711 году, после провала Прутского похода, по условиям Прутского мирного договора Россия обязалась разрушить гавань и город, что и было сделано в феврале 1712 года.
"Как не своею рукою пишу, - сообщал Петр Апраксину, - нужно турок удовлетворить... Таганрог разорить как можно шире, однако ж, не портя фундамента, ибо может Бог иначе совершит".

И только после победоносной войны 1768-1774 годов Россия вернула себе эту землю уже окончательно...
После основания Севастополя в 1783 году Таганрог потерял военно-стратегическое значение и превратился в крупнейший торговый порт России. Развитию города способствовала близость к сельскохозяйственным районам. Шла торговля пшеницей, льном, паюсной икрой, пенькой. В Таганроге были открыты 15 иностранных консульств.
В конце мая (30 числа?) 1820 года в Таганроге, проездом на Кавказ, останавливался А. С. Пушкин. Он ночевал в бывшем доме градоначальника П. А. Папкова. Спустя пять лет, 19 ноября 1825 года, в этом доме (угол Греческой ул., 40 и Дворцового (Некрасовского) пер.) скончался император Александр I. Позже в доме был открыт первый в России мемориальный музей императора Александра Благословенного. Таганрог стал первым городом в Российской иммперии, где в 1808 году был введен коммерческий суд. В 1806 в городе была открыта коммерческая гимназия, нынче Гимназия № 2 им. А. П. Чехова.
В 1869 году Таганрог был соединён железной дорогой с Харьковом и Ростовом-на-Дону. В XIX веке город был центром торговли, с того времени сохранились интересные особняки итальянских и греческих купцов. Родина Антона Павловича Чехова, Ф. Г. Раневской, К. А. Савицкого, Д. М. Синоди-Попова, В. Я. Парнаха, С. Я. Парнок. В конце XIX века начала развиваться промышленность, были построены металлургический, котельный, машиностроительный заводы.
В 1908 году в Таганроге была построена первая электростанция.
В 1916 году в Таганроге работал Константин Георгиевич Паустовский. Сначала на котельном заводе Нев-Вильдэ, принадлежавшем бельгийской акционерной компании, а после на маслобойном заводе подручным слесаря..
В годы Гражданской войны, с 1918 по 1920 год в Таганроге располагалась Ставка генерала Деникина — Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Юга России.
Таганрог — важный промышленный центр Юга России.
Крупнейшее предприятие — Таганрогский металлургический завод (ОАО «ТАГМЕТ»): производство стали, стальных труб для нефтяной и газовой промышленности, товаров народного потребления.
В городе развита машиностроительная промышленность: завод «Красный котельщик» (производство котельного оборудования для электростанций), «Прессмаш» (кузнечно-прессовое оборудование), «Виброприбор», комбайновый (выпуск зерноуборочных комбайнов), торгового оборудования, электротермического оборудования, «Прибой», судоремонтный. Имеется ряд предприятий оборонной промышленности.
На базе «Таганрогского комбайнового завода» работает также ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ), собирающий по лицензии седаны компакт-класса Hyundai Accent, полноразмерные бизнес-седаны Hyundai Sonata, внедорожники Hyundai Santa Fe Classic и малотоннажные грузовики Hyundai Porter. ООО «Ростовский завод грузовых автомобилей» на базе «Таганрогского комбайнового завода» с декабря 2006 года выпускает 18-местные пассажирские автобусы Hyundai County, предназначенные для внутригородских и пригородных перевозок, а также для использования в качестве корпоративного транспорта. ТАНТК им. Бериева - разработка и производство самолётов-амфибий, в т. ч. и легендарного Бе-200.
Также имеется ряд предприятий химической (заводы — «Термопласт», лакокрасочный), лёгкой (кожевенный завод и другие) и пищевой (рыбный, мясной, кондитерский, мукомольно-крупяной заводы) промышленности.
В Таганроге находится штаб-квартира одного из ведущих экспортёров зерна, агропромышленной компании «Югтранзитсервис».
Назад.


Hosted by uCoz